ЛЕВ
Том XL, С. 223-225
опубликовано: 23 апреля 2020г.

ЛЕВ

Лев (Черепанов), еп. Ставропольский. Фотография. 20-е гг. ХХ в.Лев (Черепанов), еп. Ставропольский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Черепанов Леонид Всеволодович; 5.08.1888, пос. Полевский Завод Екатеринбургского у. Пермской губ. (ныне г. Полевской Свердловской обл.) - 8(?).12.1937, Ленинград), еп. Ставропольский. Из семьи священника. В 1896-1898 гг. учился в церковноприходской школе в пос. Нижнетагильский Завод Верхотурского у. Пермской губ. (с 1917 город Н. Тагил), затем поступил в Екатеринбургское ДУ. В 1901 г. был переведен в Пермское ДУ, по окончании к-рого поступил в 1903 г. в Пермскую ДС. Во время учебы в семинарии принимал участие во внебогослужебных собеседованиях для народа, устраивавшихся Братством свт. Стефана Пермского. В 1909 г. окончил ДС и поступил столоначальником в Пермскую духовную консисторию. 12 янв. 1910 г. определен псаломщиком в Рождество-Богородицкую ц. в пос. Мотовилихинский Завод Пермского у. и губ. 11 июня того же года вступил в брак и 2 июля получил назначение на священническое место в Успенский собор в г. Оханске той же губернии. 10 июля рукоположен во диакона, 15 июля - во иерея. Помимо пастырского служения свящ. Леонид преподавал Закон Божий в Оханском жен. уч-ще, был членом уездного отд-ния училищного совета церковных школ. 19 апр. 1914 г. назначен 2-м священником в Николаевскую ц. в Перми. В сент. того же года по собственному ходатайству переведен в Екатеринбургскую епархию в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Скорбященского жен. мон-ря в пос. Нижнетагильский Завод на место своего отца прот. В. М. Черепанова, перешедшего настоятелем в нижнетагильский Введенский храм. Стал законоучителем в монастырской школе. В 1918 г. овдовел, его дети умерли в младенчестве. В 1920 г. Скорбященский мон-рь был закрыт, на части его территории разместился концентрационный лагерь, однако монастырские Скорбященский и Вознесенский храмы продолжали действовать как приходские. 16 янв. 1921 г. на общем приходском собрании свящ. Леонид избран настоятелем Вознесенской ц. Был благочинным 4-го благочиннического округа Н. Тагила.

В 1922 г., после ареста патриарха свт. Тихона и попытки захвата церковной власти обновленческим Высшим церковным управлением, нижнетагильские священнослужители отец и сын Черепановы выступили решительными противниками обновленцев. Поскольку после ареста в авг. 1922 г. Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского) уральская паства лишилась архиерейского окормления, 19 дек. того же года в Н. Тагиле на собрании приходских советов было принято решение об учреждении Нижнетагильского вик-ства, к-рое до восстановления законной высшей церковной власти должно было действовать на началах самоуправления (в документах того времени такая форма церковной автономии часто называлась автокефалией). Свящ. Леонид был выдвинут как один из 4 кандидатов на занятие Нижнетагильской кафедры и получил во время выборов большинство голосов. Для проведения епископской хиротонии своего кандидата собрание обратилось к пребывавшему в Уфе Томскому еп. Андрею (Ухтомскому), к-рый был арестован в нач. 1923 г. Руководившие Уфимской епархией после ареста еп. Андрея его викарные епископы дали согласие на совершение хиротонии архиерея для правосл. приходов Урала. Свящ. Леонид отправился в Уфу, где принял монашеский постриг с именем Лев и 8 февр. 1923 г. был хиротонисан во епископа Нижнетагильского викариями Уфимской епархии епископами Давлекановским Иоанном (Поярковым) и Нижегородским Петром (Гасиловым). По некоторым данным, на следующий день Л. вместе с еп. Петром совершил хиротонию иером. Иринея (Шульмина) во епископа Кушвинского, который должен был стать 2-м викарием Екатеринбургской епархии, но, опасаясь ареста, остался в Уфе.

Л. прибыл в Н. Тагил, где возглавил борьбу с обновленчеством на Урале. В 1-й проповеди Л. передал пастве обращенные к нему слова уфимских архиереев: «Ты едешь не розы снимать, а шиповник, и не страшись, хотя бы тебе и пришлось пострадать - в том твой крест». Имеются свидетельства, что в апр.-мае 1923 г. Л. получил письменное благословение от находившегося в заключении архиеп. Григория (Яцковского) на управление Екатеринбургской епархией. После этого помимо 6 приходов в Н. Тагиле Л. окормлял также 5 приходов в Екатеринбурге, не признавших власти обновленцев, и общину в Шадринске. О признании Нижнетагильского православного архиерея сообщили входившие в Пермскую епархию приходы Осы и Оханска. По всему Уралу распространялись обращения Л. с призывами сохранять верность Православию. Деятельность Л. вызвала беспокойство властей. Екатеринбургский губотдел ГПУ докладывал: «Все недовольные обновленческим движением в церкви охотно примкнули к Тагилу. Н[ижне]-Тагильская к[онтр]-революционная организация, возглавляемая епископом Львом, начинает пользоваться особым успехом на всем Урале и Предуралье... Слава епископа Льва как старорежимного архиерея, врага всяких новшеств растет, ширится и укрепляется. Идти за таким епископом для темной массы является... что-то вроде христианского подвига...»

15 июня 1923 г. Л. был арестован и заключен в тюрьму Екатеринбурга по обвинению в «организации под флагом автокефалии контрреволюционного нелегального сообщества». Вместе с епископом были арестованы более 20 священнослужителей и мирян. На допросах Л. заявил, что не признаёт решений обновленческих органов, однако «ни в проповедях, ни в частных беседах с верующими или кем-либо я никаких политических тем [не затрагивал]». В авг. того же года Л. вместе с 12 др. обвиняемыми по делу был этапирован в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. В это время вышедший на свободу патриарх Тихон признал каноническими епископские хиротонии, совершённые в период Уфимской автокефалии, в т. ч. подтвердил каноничность архиерейства Л. 14 дек. 1923 г. Комиссия по адм. высылкам НКВД приговорила Л. к 3 годам ссылки в Хиву. Затем место ссылки было изменено: Л. был отправлен в г. Казалинск (ныне на территории Казахстана). С осени 1924 г. отбывал ссылку в Туркмении, сначала в Теджене, а с осени 1925 г.- в Полторацке (ныне Ашхабад), где служил в церкви регентом. Во время ссылки не прекращал проповедническую деятельность, устраивал в частных домах и на квартирах молитвенные собрания с участием до 30-40 чел. В 1926 г. по отбытии срока ссылки освобожден с запретом на проживание в 6 крупнейших городах страны и на Урале. Избрал для проживания Казань, служил в казанском Зилантовом мон-ре в честь Успения Пресв. Богородицы, где в то время существовала жен. правосл. община. В дек. 1927 г. с Л. были сняты ограничения на выбор места жительства.

Заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) назначил Л. правящим архиереем Алма-Атинской епархии, преобразованной из Семиреченского вик-ства на юго-востоке Казахстана. В янв. 1928 г. он прибыл в Алма-Ату. Архиерейское служение Л. в Казахстане совпало с периодом новых гонений на Церковь. Епископ пытался противодействовать закрытию храмов, обличал на проповедях пассивность прихожан в деле защиты христ. веры. В авг. 1929 г. Л. арестовали в Алма-Ате по обвинению в антисоветской агитации и организации противодействия властям. 3 нояб. 1929 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ Л. был приговорен к 3 годам заключения в ИТЛ. Отбывал заключение в Северных лагерях особого назначения - в г. Котласе и на Коржинском лесозаготовительном пункте. Трудился на хозяйственных работах, на разгрузке леса, был санитаром в лазарете. В апр. 1930 г. назначен делопроизводителем в лагерное управление в Сольвычегодске, затем отправлен на торфодобычу в Нижегородский ИТЛ в Марийской автономной обл. В 1931 г. переведен в Беломоро-Балтийский ИТЛ, где работал статистиком. В апр. 1932 г. за ударный труд досрочно освобожден. Уехал в Н. Тагил, где тяжело заболел после перенесенных в лагерях лишений и тягот. После выздоровления Л. обратился к Свердловскому архиеп. Макарию (Звёздову) с просьбой доложить заместителю местоблюстителя митр. Сергию о своей готовности продолжить архиерейское служение на любой вакантной кафедре. Архиеп. Макарий в письме митр. Сергию писал о том, что Л. пользуется большим уважением среди верующих.

11 авг. 1933 г. назначен правящим архиереем Ставропольской епархии. Прибыл в Ставрополь 1 окт. того же года. Активно возрождал религиозную жизнь, боролся с обновленцами, имевшими на Ставрополье сильное влияние. 28 сент. 1934 г. арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной церковно-монархической организации». Проходил по одному следственному делу с большой группой ставропольского духовенства. 31 авг. 1935 г. приговорен особым совещанием при НКВД к 5 годам лагерей. Был отправлен в Соловецкое отделение Беломоро-Балтийского ИТЛ. В 1937 г. лагерное отделение на Соловецких о-вах было реорганизовано в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН) Главного управления гос. безопасности НКВД. Л. вместе с др. заключенными был переведен на тюремное положение. 16 авг. 1937 г. нарком внутренних дел Н. И. Ежов подписал директиву о проведении операции по «репрессированию наиболее активных контрреволюционных элементов» из числа содержавшихся в СТОН (фактически речь шла о казни всех заключенных на Соловках). Всего было запланировано расстрелять 1200 чел. (было казнено более 1800 чел.). Массовые расстрелы осуществлялись 3 этапами. Л. вошел в состав т. н. 2-го соловецкого этапа из 509 чел. Смертный приговор ему и др. заключенным был вынесен постановлением Особой тройки УНКВД Ленинградской обл. 10 нояб. 1937 г. 2 или 3 дек. того же года Л. был доставлен по этапу в Кемь и отправлен по железной дороге в Ленинград. 7 дек. начальник УНКВД по Ленинградской обл. отдал приказ: «Прибывших из Соловецкой тюрьмы ГУГБ НКВД СССР - расстрелять». Казни проходили в ленинградских тюрьмах 8-10 дек. Предположительно Л. погиб в 1-й день массовых расстрелов. Был похоронен вместе с другими казненными в общей безвестной могиле.

Арх.: Архив МП. Ф. 1. Оп. 4. Д. 2041; Архив УФСБ РФ по Ставропольскому краю. Д. 14658; УГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 18284; ГАСО. Ф. 6. Оп. 18. Д. 489; Архив ДКНБ Респ. Казахстан по городу Алматы. Д. 022; Нижнетагильский гор. ист. архив. Ф. 99. Оп. 1. Д. 130; Ф. 211. Оп. 1. Д. 130.
Лит.: Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 153; Разумов А. Я., Груздев Ю. Скорбный путь Соловецких этапов // Ленингр. мартиролог 1937-1938. 1999. Т. 4. С. 658-668; Разумов А. Я. То же: Продолжение поиска // Там же. 2008. Т. 8. С. 656-666; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001. С. 39-40, 148; Крест на Красном обрыве: Святые новомученики Казахстанские. М., 2002. С. 97-101; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биогр. справ. / Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 285-286; Зимина Н. П. Нижнетагильская автокефалия: (Канонические основания, тактика, историческое значение) // Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века: Мат-лы XII Междунар. науч. конф. Иваново, 2013. Ч. 1. С. 164-171.
Н. Л. Стукова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский